Компания Drilljet AG является швейцарским подрядчиком и специализируется на монтаже подземных коммуникаций для широкого круга клиентов, включая телефонные и энергетические компании, региональные газоснабжающие организации, муниципалитеты и генеральные подрядчики.
В зависимости от характера работ компания ведет разработку грунта открытым способом, горизонтально-направленное бурение, гидравлическое разрушение, использует пневмопробойники и прокольные установки.
Компания располагается в Мослерау, Швейцария, около часа езды от Цюриха, между Цюрихом и Берном. Деятельность компании полностью сконцентрирована в Швейцарии.
Компания Drilljet, образовавшаяся на основе компании Hans Hunziker AG, которая была образована в 1997 году с целью оказания высокотехнологичных услуг в области гражданского строительства. Специально для работ, связанных с подключением зданий к коммуникациям, компания своими силами создала компактную прокольную установку. С ростом спроса на подобные работы компания набрала обороты и приобрела более мощную установку управляемого прокола Ditch Witch® P80.
Первая установка горизонтально-направленного бурения была приобретена в 2000 году, когда компания начала выполнять проекты, связанные с укладкой больших труб на большие расстояния, говорит Филип Хочули, проект-менеджер по горизонтально-направленному бурению.
Технология горизонтально-направленного бурения позволяет выполнять прокладку нескольких типов труб без проведения масштабных земляных работ, которые наносят ущерб поверхности и требуют больших затрат на восстановление ландшафта после их завершения.
«Горизонтально-направленное бурение является зарекомендовавшей себя технологией, общепринятой заказчиками и генеральными подрядчиками в Швейцарии», - говорит Хочули. «В 2003 году, когда спрос на горизонтально-направленное бурение вырос, было принято решение основать новую компанию Drilljet, которая специализируется именно на этих работах».
Drilljet занимается исключительно сооружением подземных коммуникаций. На сегодняшний день компания располагает тремя установками для горизонтально-направленного бурения: Jet Trac (JT) 3020 AT (модель со 156 л.с., 30 000 фунтов обратной тяги, крутящим моментом 4000 футо-фунтов и максимальной скоростью шпинделя 225 об/ мин), JT2720 (модель со 113 л.с., 27 000 фунтов обратной тяги, крутящим моментом 3200 футо-фунтов и максимальной скоростью шпинделя 225 об/ мин) и JT820 (компактная 35-сильная модель с 7000 фунтов обратной тяги, крутящим моментом 850 футо-фунтов и скоростью шпинделя до 150 об/мин).
Недавно компания столкнулась со сложным проектом, в рамках которого была сделана скважина длиной 230 метров для прокладки ПЭ водопроводной трубы диаметром 260 мм в горах на юге Швейцарии около Большого озера в кантоне Вале. Трубопровод предназначается для соединения с системой генерирования искусственного снега в зимнее время и с гидроэлектросистемой в летнее время. В долину вода попадает через турбины.
Drilljet выполнял работы для генерального подрядчика, компании Sportbahnen Unterbäch AG.
«Трубу было необходимо разместить на глубине 7 метров в крайне сложных условиях скалистого грунта», - говорит Тони Хочули, который выполнял работы для этого проекта на установке JT3020 AT. «Кроме этого, бурение усложнялось риском проникновения вод из близлежащего озера».
Система JT3020 All Terrain была выбрана для работ в условиях скального грунта. Даже несмотря на относительную компактность машины, ее система с двойными штангами обеспечила эффективное бурение и управление при работе в твердых породах.
«Установка JT3020 AT идеально подошла для этой работы благодаря своему размеру и мощности», говорит Хочули. «С оборудованием покрупнее возникли бы сложности при установке на такой местности и высоте более 2,5 тысяч метров».
Тем не менее, были решены непростые логистические задачи, связанные с доставкой буровой установки, вспомогательного оборудования и материалов до места проведения работ.
Шоссе в горах было отличного качества, но ближе к месту работ грузовик Drilljet съехал с него и вышел к старому деревянному мосту, который было необходимо пересечь.
После этого моста грузовик проехал еще 20 миль по второстепенным дорогам, после чего установке JT3020 AT пришлось передвигаться по пересеченной местности до точки начала бурения. Для расчистки дороги был вызван большой экскаватор. JT3020 AT, установленная на резиновые гусеницы, может передвигаться по открытой местности, а также по мощеным и газонным покрытиям с крайне небольшим ущербом.
По словам Хочули, буровая установка транспортировалась с 9 часов утра до 4 часов дня.
Кроме того, было необходимо доставить на место проведения работ вспомогательное оборудование.
После съезда с шоссе система подготовки бурового раствора Ditch Witch® MM9 буксировалась на прицепе полноприводным грузовиком, а финальный отрезок преодолевала на вертолете.
Сопутствующие материалы и бригада из трех человек ежедневно добирались до места на полностью загруженных вездеходах, говорит Хочули.
«Почва была смешанная, в основном, скалистая», - вспоминает Хочули. «Сначала шла глина, много крупных камней и смесь различных каменистых и горных пород. Некоторые камни поддавались только при давлении 50000 фунт-сила на квадратный дюйм».
Предварительное отверстие было закончено в течение одного дня с помощью 140-сантиметрового трёхшарошечного бура.
Далее отверстие расширялось в два захода: сначала до 250 мм, а потом до 300 мм. При этом на втором заходе после расширителя Kodiak сразу зацепили трубу.
Работы по протяжке трубы были закончены за полдня. После этого соединение со стороны точки выхода около озера производила компания Drilljet, а с другой стороны - компания Sportbahnen Unterbäch AG.
Установка JT3020 AT обладающая эксклюзивной запатентованной системой Ditch Witch® AT (All Terrain) помогла завершить работы по прокладке в горах, что является непосильной задачей для обычного оборудования горизонтально-направленного бурения.
Обычное оборудование горизонтально-направленного бурения для управления бурением использует обычные одинарные буровые штанги и гидравлический забойный двигатель, приводимый в движение давлением бурового раствора. Модели АТ (All Terrain®) используют механическую систему c двойными штангами, которая обеспечивает максимальную возможную эффективность бурения. Внутренняя штанга управляет дробящим долотом - шарошкой, а внешняя штанга направляет буровую колонну для бурения пилотной скважины, а при обратном разбуривании для придания вращающего момента буровому расширителю. Системы АТ обеспечивают одновременное бурение и управление в скалах и скалистых грунтах. При этом установки оборудованные системой АТ потребляют буровой раствор в объемах, не превышающих потребление обычными установками ГНБ.
В линейке Ditch Witch® этой технологией могут оснащаться модели JT30, JT40 и JT100 с 15-тью, 20-тью и 45-тью тоннами тягового усилия соответственно.
Установки для прокола грунта — это относительно новый, но уже завоевавший популярность вид оборудования. Они оптимизируют временные и трудозатраты при установке коммуникаций, избавляя от необходимости прокладывания траншей — сложного и дорогостоящего этапа работ.
Данный вид оборудования позволяет оперативно проложить газо-, водопровод, электросеть. На территории нашей страны наиболее востребованы установки Ditch Witch® P80. Данная модель удачно объединяет в себе функциональность и лояльную цену. Установка горизонтального прокола P80 расширяет перспективы в области бурения трасс под сети инженерно-технического обеспечения, позволяя с минимальными вложениями начать разработку грунта.