Хотел бы рассказать вам об обучении, которое я проводил в Городе семи ветров, так называют свой город жители Новороссийска. В свое время компания «Газпром газораспределение Краснодар» приобрела у нас комплекс горизонтально направленного бурения AT4020R&P. При покупке буровой техники мы обязуемся обучить персонал правильной работе на комплексе ГНБ при выполнении реального объекта независимо от его сложности и того, имел ли персонал опыт работы на комплексе ГНБ. Итак, об обучении.
Необходимо было выполнить переход длиной 125 м, диаметр трубы 450 мм, глубина 3 м, грунт смешанный: активная глина, гравий, мергель. Как бы ничего сложного, но всегда есть свои нюансы, требующие принятия нестандартных решений. Однако если бы не было этого «но», то и эта работа не была такой интересной. И вот они пресловутые «НО»:
— курортный город с большим количеством коммуникаций и с неменьшим количеством отдыхающих, так как переход выполнялся в центре города вдоль Анапского шоссе;
— стесненные условия выполнения вспомогательных работ;
— сложный грунт, требующий применения технологии АТ и правильно приготовленного бурового раствора;
— погодные условия — ну очень жарко, 37 в тени, так как обучение происходило в конце июня 2015.
Началось обучение с разведки местности или, как говорят военные, рекогносцировки. Это очень важный этап, так как необходимо:
После выполнения подготовительных работ, которые заняли три дня, мы преступили к выполнению ГНБ работ.
Для выполнения пилотной скважины было принято решение использовать механический забойный двигатель, буровой раствор с рецептурой 75 кг бентонита, 4 кг полимера на основе модифицированного крахмала, 2 кг полимера по глине в расчете на 4000 л. После проведения калибровки зонда и установки машины приступили к выполнению пилотной скважины. В ходе этих работ мы более точно определились с составом грунта на протяжении всего перехода и для выполнения предварительного расширения подкорректировали рецептуру бурового раствора, так как механический забойный двигатель после выхода на поверхность был облеплен глиной. Было принято решение увеличить количество полимера по глине с 2 кг до 6 кг, и вязкость бурового раствора по воронке «Марша» составила 55 сек. Было решено выполнить предварительное расширение режуще-уплотняющим расширителем KODIAK диаметром 350 мм.
Первое предварительное расширение прошло без каких-то осложнений, нагрузки на тягу были минимальны, нагрузки на вращение в половину от максимальных значений. Расширитель вышел чистый, что оправдало изменение рецептуры бурового раствора. После выполнения первого предварительного расширения снова была выполнена пилотная скважина, по подготовленному каналу, используя протокол бурения, который вел оператор локатора.
Затем было выполнено второе предварительное расширение. Использован режуще-уплотняющий расширитель KODIAK диаметром 500 мм. Второе предварительное расширение было выполнено без осложнений. Нагрузки на тягу и вращение были аналогичны нагрузкам при выполнении первого расширения.
Третье предварительное расширение выполнялось режуще-уплотняющим расширителем типа COMPACT диаметр 650 мм, так как диаметр подготовленного канала должен быть больше диаметра трубы на 30%. После выполнения последнего расширения было принято решение вытолкать расширитель обратно по подготовленному каналу, для того чтобы почистить подготовленный канал. После чистки канала к расширителю была подсоединена труба диаметром 450 мм и была затянута в подготовленный канал. При затяжке трубы нагрузки на вращение и тягу составляли 1/3 от максимальных.
Любое обучение операторов ГНБ всегда не тривиальная задача, так как помимо сложности самой работы необходимо учитывать отсутствие опыта бригады. Успешно проведенное обучение — залог будущей надежной работы комплекса ГНБ, поэтому наша компания придает им первостепенное значение.
Ведущий инженер по сервису
ООО «Системы ДИТЧ ВИТЧ»
Юрий Мокляков