На рынке много производителей техники горизонтально-направленного бурения, и каждый из них указывает на исключительность именно своего продукта. При этом указываются такие показатели как огромные усилия тяги, вращения, производительность насоса подачи буровой смеси и др. И покупателю приходится опираться на названные цифры как на главные показатели работы машины. Однако многие продавцы завышают данные, чтобы выглядеть конкурентоспособными на рынке. Иногда удивляешься, каким образом огромные показатели основных характеристик машин могут уживаться с маломощным двигателем. Производители техники идут на уловки, проводя испытание каждого параметра в отдельности на не загруженном двигателе.
Буровые установки ГНБ Ditch Witch® не имеют подлога в своих характеристиках: силовая установка машины рассчитана таким образом, чтобы нести полную нагрузку всех усилий одновременно. Каждая функция, как то: вращение буровой колонны; заталкивание и вытягивание; работа насоса бурового раствора и вспомогательное оборудование, - управляется отдельными гидронасосами. Отсюда и уникальные возможности машины!
На практике Сервисной службе Ditch Witch® приходится давать консультации по методам проходки трасс бурения, а также по возможностям машин той или иной марки производства Ditch Witch®.
Одной из таких консультаций был выезд специалиста сервисной службы для помощи в прохождении трудного участка при прокладке футляра под оживленной автомобильной магистралью. Объект находился в Воронежской области. Организация, обратившаяся за помощью, давно работает в сфере прокладки газовых сетей ГНБ методом, но в своей практике впервые столкнулось с таким грунтом.
Крупнозернистый песок, с огромной гигроскопичностью поглощал раствор вязкостью 50 Сст за время смены штанги. Необходимо было затащить стальной футляр ∅426мм на расстояние 64 метра машиной JT3020M1 производства Ditch Witch®. Самостоятельная проходка скважины закончилась неудачей, расширитель с трубой застрял на 10-м метре. Встал вопрос о сворачивании работ и передаче объекта организациям с установками большей мощности. Но вместо этого было принято решение вызвать специалиста Сервисной службы Ditch Witch®.
При анализе предыдущего неудачного прохождения скважины, были выявлены некоторые ошибки, которые и повлияли на результат работ. Первая и самая главная ошибка - это недооценка роли бурового раствора в ходе бурения. Ведь от правильно приготовленного раствора зависит 90-95% успеха в выполнении работ. Многие не обращают на это внимания, пытаясь затянуть трубу механическим усилием машины.
Также важную роль в процессе бурения играет правильно выбранный разбуривающий инструмент. Такой грунт как песок требует к себе особенного отношения. Его необходимо разбурить таким образом, чтобы произвести уплотнение песка без размытия стенок канала и одновременно промыть скважину от лишнего грунта. Для этого важна не только правильная рецептура раствора, но и применение оптимальных параметров бурения. А именно сочетание подачи, вращения и расхода бурового раствора, при котором обеспечиваются заданные (экономически обоснованные) механическая скорость бурения, проходка за рейс и расход материалов, не превышающий нормативного значения.
Когда все условия были соблюдены, правильно выбран инструмент с достаточным запасом, правильно определены свойства воды и подобрана рецептура раствора, можно начинать бурение. Раствор замешан с использованием бентонита Red Star Bore, также добавлялись полимеры Red Star Check и Red Star Clay. Полимеры нужны, чтобы уменьшить фильтрацию бурового раствора, стабилизировать стенки скважины в песке. Их использование на данном участке необходимо, так как они обладают свойством повышать динамическую, а не статическую вязкость, что обеспечивает хороший вынос частиц песка из ствола скважины.
Работа проводилась в три этапа:
Должен сказать, машина JT3020M1 Ditch Witch® справилась уверенно. По усилию она использовала половину своего потенциала, поэтому можно было применить и машину JT2020M1. В последствии, поняв специфику работы в данных грунтах, организация самостоятельно выполнила еще более сложный проект, протянув стальную трубу ∅530 под железнодорожной насыпью на расстояние 88 метров тем же расширителем Кодиак ∅700 мм.
Сервисный инженер ООО ««Системы ДИТЧ ВИТЧ»,
Александр Шишкин